Ikuro Ishigure "In the Beginning" (Elementary Go Series, Vol. 1)

Сегодня опять хочется поговорить об удивительной игре го. Хотя и стоило бы вместо этого больше времени уделять практике, которая в последнее время практически отсутствует...

Время и места: читал осенью прошлого (2008-го) года, как всегда везде, где была возможность и присутствовало желание

О чем: книжка раскрывает основные концпеции начала игры. Считается, что правильное фусэки (именно так называется начало партии в го) - одно из важнейших условий успеха. Насколько я слышал, многие про могут с поразительной точностью предсказать исход игры уже после фусэки и поэтому нередко случается так, что один игрок признает свое поражение, когда на доске множество и множество свободных пунктов. Такое видение игры, думаю, еще долго будет мне недоступно.

Выбор ходов в фусэки основывается на использовании идей баланса, влияния и гармонии. Кстати, нет четкого определения, через сколько ходов начальная стадия партии заканчивается, переходя в тюбан (середина партии), все зависит от ситуации на доске. Переплетения с реальной жизнью философии го продолжают меня удивлять, хотя давно уже стоило бы привыкнуть.)

Первая глава книги посвящена рассмотрению ключевых точек для первых ходов и возможным вариантам развития. Вторая раскрывает 9 концепций, основываясь на которых можно оценивать ситуацию перед совершением того или иного хода. Именно на этой части я хотел бы остановиться подробнее. Именно потому, что она может показаться полезной не только в игре, но и в жизни.

Книгу читал на английском языке с распечаток, а после публикации этого поста примусь складывать в книжечку распечатанные листы второй части серии. Спасибо хорошему другу)

Девять концепций:

  1. Make Your Stones Work Together
  2. Efficiency
  3. Play Away from Strength
  4. Thickness and Walls
  5. Open at the Bottom
  6. The Third Line and the Fourth
  7. Reverse Strategy
  8. Light and Heavy
  9. Attack and Defense
Перевод концепций специально приводить не буду. Если интересно, то могу позже оставить в дополнении к посту или в комментариях.

Кроме пункта 6 уже из самих названий видно, что элементы игры это целая философия, а не набор заученных правил и механизмов, го заставляет думать, рассуждать, рассматривать варианты, оценивать, анализировать, предусматривать, смотреть дальше и внимательнее. Большинство советов в го облечены в форму пословиц, в сконцентрированную в нескольких словах мудрость. Это не ключ, которым можно с уверенностью открыть дверь. Скорее это загадки сфинкса, охраняющего выход к свободе, дающего возможность сделать свой выбор. Быть может, однажды задумавшись над возможными путями развития партии мне или вам удастся заглянуть внутрь в себя, найти заветную точку опоры.

Нельзя не заметить частое наличие противоположных понятий и сущностей, стоящих рядом друг с другом, и это тоже гармонично присутствует в мире го. Конечно, это можно сказать о многих элементах восточной философии, а еще это можно увидеть, выйдя на улицу или разговаривая с людьми, или просто смотря по сторонам.

Дополнительно:
  • Очень большой резонанс в мозгу и не только сегодня вызвала статья с недавно ожившего блога «Привычка не думать» - «Непроизносимая угроза».
  • За последние несколько дней залпом неожиданно для самого себя, отложив ненадолго другие книги, прочитал «Одиночество в сети» Януша Вишневского. Постараюсь сделать пост про книгу в ближайшее время, а пока можно посмотреть хороший отзыв в блоге Владимира Болиева.
Про го я уже писал:

Интерпретация опубликованных в данном блоге материалов доверяется читателям

0 comments:

Post a Comment