Эрик Берн «Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений)»

Здравсвуйте!
В этот раз я решил ненадолго отойти от чисто художественной литературы и поделиться некоторыми вещами, почерпнутыми из двух книг Эрика Берна. Соответственно, уделю этому два сообщения. И если в предыдущих постах я не давал свои рекомендации по поводу, стоит ли действительно читать ту или иную книгу, позволяя решать этот вопрос для себя на основе цитат, то сегодня отойду и от этого правила.) Мне кажется, ознакомиться с одной или несколькими книгами Берна будет полезно любому человеку, а некоторым это вообще необходимо. Это не только позволит понять для себя и о себе кое-что новое, но и даст возможность посмотреть на поведение себя и окружающих со стороны, а на основе этого, возможно, как-то измениться (или хотя бы постараться) естественно в лучшую сторону. :)
Не буду отрицать, что некоторые концепции писателя-психотеропевта являются спорными, тем не менее многие его наблюдения и выводы очень точны, по крайней мере часто начинаешь думать: «Да, так ведь и есть на самом деле! Почему я раньше этого не замечал?!»
Первая книга раскрывает нам суть теории игр, а также дает описания самых популярных и распространенных.

Rigor mortis (лат.) - смертное оцепенение

«К счастью, свободная от игр человеческая близость, которая по сути есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений, приносит такое ни с чем не сравнимое удовольствие, что даже люди с неустойчивым равновесием могут вполне безопасно и даже с радостью отказаться от игр, если им посчастливилось найти партнера для таких взаимоотношений.»

«Так, некий человек, занимавший ответственный пост в министерстве иностранных дел, однажды официально заявил на лекции, что другая страна не столь высокоразвита, как его государство, в частности, потому, что ее мужское население носит пиждаки со слишком длинными рукавами.»

«С другой стороны, слишком большая готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за ПБВДН ("Почему бы вам не... - Да, но") другая игра - "Дурочка".»

«У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться. а потом смеется на ним. Это прекрасно описал Моэм в книге "Бремя страстей человеческих" и Дикенс в "Больших ожиданиях".»

primum non nocere (лат.) - прежде всего не навреди

vis medicatrix naturae (лат.) - целительная сила природы

(про игру «Кавалер»)
«В США она в большой степени сделалась достоянием "поэзии Фруктовой Лавки": твои глаза точно две груши, твои губы подобны огурцам и т.д. В таком виде она вряд ли может соперничать в изяществе с произведениями Херрика, Лавлейса или даже с циничными, но полными фантазии стихами Рочестера, Роскоммона или Дорсета.»

П. Вчера вечером я как раз думала, какой у меня прогресс. По-моему, во мне сейчас Ничтожества не больше 17 процентов.
В. Ну, сейчас Ничтожество в вас на нуле, так что в следующий раз вы можете позволить себе 34 процента.
П. Это все началось полгода назад: я посмотрела на свой кофейник и вдруг впервые действительно увидела его. А теперь я слышу пение птиц, а когда смотрю на людей, то их вижу! И самое замечательное, что я сама стала настоящей. И не только вообще, я и сейчас, в эту минуту, тоже настоящая. На днях я ходила по музею, смотрела картины. Ко мне подошел молодой человек и сказал: "Какой замечательный Гоген, правда?" Я ответила: "Вы мне тоже нравитесь". После музея мы вместе зашли перекусить, и он оказался очень славным парнем.

Эйдетизм (гр. eidos - образ) - в психологии - разновидность образной памяти, способной к сохранению и воспроизведению черзвычайно живого и детального образа воспринятых ранеее предметов и сцен.

«Причем ниспровержение никогда не бывает окончательным: непрерывная борьба против возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.»

«Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в чувстве общности с другими людьми.»
А в какие игры играете вы?

Продолжение: Эрик Берн «Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы)»

0 comments:

Post a Comment